Главная » Пресс-центр » Публикация » "Чарли и корпоративный глобализм". Журнал "Top-Manager"

"Чарли и корпоративный глобализм". Журнал "Top-Manager"

Фильм «Чарли и шоколадная фабрика» (режиссер Т.Бертон, 2004 г.).

Елена Юрьева,
Генеральный директор
Группы компаний Центр Коммуникационных Стратегий

Я предлагаю взглянуть на этот фильм под другим углом. Давайте поместим в фокус внимания хозяина шоколадной фабрики Вилли Вонки. Фигура непростая и весьма интересная с точки зрения модели поведения лидера корпорации.

Вилли Вонки (Джонни Депп) – гениальный волшебник, не показывающийся миру вот уже 20 лет. Когда-то он создал гигантскую шоколадную фабрику, которая стала, как сказали бы мы, градообразующим предприятием. Шоколаду Вилли Вонки не было равных. Однако случилось так, что на производстве появились шпионы. Нам неведомо, были это реальные шпионы, или фантомы, порожденные паранойей шоколадного гения, да это и не важно. Вилли начинает воспринимать каждого сотрудника как потенциального врага, который может украсть волшебное ноу-хау, и тем самым поставить под угрозу сладкий бизнес. Управленческое решение Вилли для решения вопроса внутреннего шпионажа радикально. Он попросту берет и увольняет сотрудников - всех до одного. Градообразующее предприятие закрывается, люди оказываются на улице. Таланта Вилли хватает для того, чтобы полностью технологизировать фабрику. Шоколадная империя превращается в гигантский конвейер, на отдельных участках которого работают лишь сказочные лилипуты да дрессированные белки, разгрызающие ореховую скорлупу.

С этой ситуации победы корпоративного глобализма над маленьким человеком и начинается фильм. 20 лет изолированная от внешнего мира империя процветает. Шоколадные реки, леденцы на деревьях и гигантские розовые сахарные ваты – изощренный гурман Вилли Вонки обустроил себе ту жизнь, которой желал, а заветные плитки родом из его империи раскупаются по всему миру. Вилли – безусловно, талантливый бизнесмен: гениально организованное производство, небывалые технологии, полная точность в коммерческом расчете, и, наконец, прекрасный рекламный ход – всемирная акция «Голден Тикет», которая могла бы сделать честь любому организовавшему ее PR-агентству: в 5 плиток шоколада, партии которого расходятся по многим странам, спрятано по Золотому Билету. Нашедшие его дети смогут побывать на фабрике, куда вот уже 20 лет как не удавалось заглянуть ни единой живой душе, а один из них даже выиграет шоколад, которого хватит на всю жизнь!

А вот теперь – главная загадка фильма. Как же случается так, что технократ Вилли Вонки делает победителем конкурса и преемником своего бизнеса мальчика Чарли, который является полной противоположностью шоколадному магнату? Ведь волшебнику точно так же, как и зрителю, должно быть совершенно очевидно, что обычный, живой, добрый мальчик, как бы он ни любил шоколад, не будет слепо копировать управленческую политику магната, а привнесёт совершенно другое качество в существование этой компании! И другой вопрос: а не ради ли того, чтобы пересмотреть управленческую политику предприятия, и затевается на самом деле весь этот цирк?

Вилли Вонки – крайне противоречивый персонаж, образ которого может дать глубокую почву для фрейдистского психоанализа. Однако для нас в контексте управленческой психологии важно рассмотреть только факт: выкинув на улицу всех сотрудников, лидер корпорации начинает фактически жизнь в осаде со стороны своих бывших приверженцев. И магнат этой жизни не выдерживает. Оказалось, что обрести мир и спокойствие не помогли ни шоколадные реки с леденцовыми берегами, ни компания белок, безопасных с точки зрения промышленного шпионажа. Превратить успешнейшее предприятие в загерметизированную консервную банку, сделать себя изолированным от социума изгоем – такое решение не выдержало проверки временем.

Фильм про Чарли, попавшего на шоколадную фабрику - гимн семейным ценностям и предостережение управленцам, игнорирующим социальную ответственность. Процветающая шоколадная империя в фильме противопоставляется Семье с большой буквы. Семье, где тепло и светло вне зависимости от материального положения дел. И хэппи енд в картине наступает не только для Чарли, ставшего наследником корпорации, не только для семьи мальчика и для горожан, распрощавшихся с нищетой. Хэппи енд наступает и для самого магната, обретшего друзей и облегчение на сердце.

Это победа социально адаптивного менеджмента над менеджементом жестко технократическим. В нынешнем обществе побеждает социально обязательный бизнес, и фильм, наверное, и об этом тоже: заботясь о коммерческой безопасности своего бизнеса, не стоит принимать радикальные решения, в которых теряется человечность. Принимайте решения, гибко учитывающие человеческий фактор; действуйте маневренно, внедряя эти решения - такая социально обязательная политика принесет выигрыш и социуму, и Вашему бизнесу, и Вашему сердцу. Удачи Вам, коллеги!

Журнал "TOP-Manager" № 01/2008 г.