Главная » Пресс-центр » Клиентские публикации » «Нужен ли России технический прогресс?», «Бухгалтерская газета»

«Нужен ли России технический прогресс?», «Бухгалтерская газета»

Поговорим об основных итогах круглого стола.

Наша газета активно следит за событиями, непосредственно касающимися представителей малого бизнеса – «субъектов малого предпринимательства», как их называют чиновники: индивидуальных предпринимателей и просто небольших фирм.

Индивидуальные предприниматели, безусловно, - самая многочисленная группа, призванная сформировать средний класс в России. Не случайно президент Владимир Путин неоднократно, практически из года в год, указывает именно на малый бизнес в качестве основной опоры и надежды российского общества.

Наши читатели, как и участники круглого стола, часто жалуются на проблемы, возникающие у малого бизнеса на практике. Дело в том, что в нашей стране любой, кто отважится вести бизнес в рамках сравнительно небольшой структуры, за которой не стоят ни нефть, ни газоносные месторождения, действительно герой. Про административные барьеры можно и не упоминать. Следует ли говорить про то, что любые изменения в законодательстве, касающемся бухгалтерского учета и налогообложения, отражаются на индивидуальных предпринимателях, малом бизнесе, среднем классе, то есть, на нас с вами.

Одной из инициатив, последовательно проводимой Министерством финансов и Федеральной налоговой службой, стало представление предпринимателями сведений о среднесписочной численности работников. Как оказалось, это было необходимо для куда более революционной новации – расширения степени применения и нормативов по сдаче электронной отчетности и электронного документооборота. Причем, для значительного числа фирм обязательных. Характерной тенденцией стало то, что первоначально планка, при которой нужно было обязательно сдавать отчетность в электронном виде, стала составлять 250 работников с 1 января 2007 г., а теперь «не за горами» и ее снижение до 100 человек. Вот это уже вплотную приближается к небольшим фирмам и предпринимателям. Возможно, что в обозримом будущем введут вообще поголовно обязательную электронную отчетность для всех.

Безусловно, реформирование и переход на электронную отчетность может достаточно болезненно сказаться именно на индивидуальных предпринимателях, в этом практически все участники круглого стола были единодушны.

На данный момент, по данным Московского центра развития предпринимательства при правительстве Москвы, в России зарегистрировано 430 тыс. субъектов малого предпринимательства. Цифра внушительная, если учесть, что по данным ФНС РФ в России зарегистрировано 3 361 млн. коммерческих предприятий. Из них 2,3 млн. (85%) - общества с ограниченной ответственностью (ООО), и только 197 тысяч (8%) - акционерные общества открытого и закрытого типа (ОАО и ЗАО). Понятно, что удельный вес малого бизнеса в лице ООО и индивидуалов достаточно велик.

Тем не менее, индивидуальные предприниматели, одновременно, - и самая обездоленная часть. Об этом свидетельствует и то, что за последние 5 – 7 лет численность предпринимателей снизилась почти на 50%.

В ходе круглого стола был выявлен целый ряд проблем, характерных для процесса внедрения электронной отчетности «по-русски».

Это, конечно, недостаточная урегулированность на законодательном уровне вопроса распределения ответственности между налогоплательщиком и фирмой, оказывающей ему помощь по сдаче электронной отчетности. Ведь если у налоговиков возникнут вопросы, они, конечно, будут связываться с лицом, которое декларацию сдавало, а не с самим налогоплательщиком. Нужно ли говорить, что пени и доначисления не заставят себя ждать.

Или вот, пример из жизни. Фирма, осуществляющая сдачу отчетности в электронном виде, в том числе и за индивидуальных предпринимателей (т.н. пункт коллективного доступа), столкнулась с излишне усложненной процедурой, когда индивидуалам приходилось сначала отстаивать огромные очереди к нотариусу и нести дополнительные расходы, а затем уже сдавать отчетность через фирму-посредника. Еще зарисовки из жизни – налоговые инспекции блокировали входы для налогоплательщиков, заставляя отстаивать их огромные очереди на улице… И все для того, чтобы отчитывались электронно. Только начали, как всегда, не с того…

А нужно ведь только поддержать и помочь. Зачастую о том, как сдавать отчетность в электроном виде, да и вообще, что это такое, предприниматели просто не знают. Нет никакой государственной поддержки внедрения системы или льгот по подключению. А ведь это достаточно существенные финансовые затраты для индивидуала.

Но пока только на уровне Москвы существует специальная целевая программа помощи предпринимателям, в рамках которой оказывается реальная помощь.

И это при том, что, являясь свидетельством научно-технического прогресса и развития нашего общества, введение электронной отчетности тормозится простой неурегулированностью и нерешенностью вопросов «на верхах».

Активную позицию, учитывающую интересы индивидуальных предпринимателей, продемонстрировал на круглом столе Антон Сабитов, генеральный директор Санкт-Петербургского филиала СКБ Контур. Он сказал: «Бизнес нашей компании является довольно успешным: в последнее время было большое количество подключений к системе «Контур-Экстерн» со стороны крупных и средних предприятий, и до недавнего времени мы не выделяли субъектов малого предпринимательства как отдельную категорию пользователей наших программ. Что мы предпринимаем в этом направлении и что в ближайшее время сможет исправить ситуацию? … С 1 ноября 2007 г. на всей территории страны вводится специальный тарифный план для индивидуальных предпринимателей. При прочих равных условиях стоимость обслуживания и подключения к «Контур-Экстерн» для индивидуалов будет меньше, чем для средних и крупных организаций. Это только первый шаг, пока он лишь отчасти решает проблему, поскольку ориентирован на индивидуальных предпринимателей, у которых есть штат сотрудников, бухгалтер, которые готовы купить коробочную версию продукта и самостоятельно оправлять отчетность. Таковых, по моим подсчетам, не более 10% от общего количества субъектов малого предпринимательства». В заключение Антон Сабитов заверил, что «…честный здоровый рынок, приемлемые цены, должное отношение и схемы продаж приведут к тому, что мы выполним важную задачу – привлечь как можно больше организаций к сдаче электронной отчетности. В том числе, субъектов малого предпринимательства, в частности, с помощью развития пунктов коллективного доступа и некоторых других организационных форм, которые мы в самом ближайшем времени начинаем внедрять».

По окончании круглого стола предприниматель из Рязани Скворцова Н.О. поделилась своим мнением о мероприятии: «Круглый стол дал мне ответы на все вопросы, с которыми я пришла. Интересно было узнать об опыте поддержки малого бизнеса в Москве. Очень понравились то, как давали ответы на вопросы сотрудники СКБ Контур – четкие, понятные, доступным языком; ни один вопрос не остался без ответа. Меня больше всего интересовало то, как можно разрешить проблемы, возникающие в пунктах коллективного доступа. Поэтому мне жаль, что на круглом столе не было представителей структур, которые отвечают за правовые аспекты, связанные с электронной отчетностью. В целом же по итогам круглого стола я только укрепилась в положительном мнении об электронной отчетности».

К сожалению, на данный момент только разработчик озаботился проблемами индивидуальных предпринимателей, а во властных структурах пока никак не хотят улучшать ситуацию. Что ж, посмотрим…

Медведев А.С., эксперт «БГ»

«Бухгалтерская газета», № 21/2007 г.