Главная » Пресс-центр » Клиентские публикации » «Системный подход к автоматизации ЖКХ (на основе опыта работы компании СКБ Контур с областными проектами по автоматизации ЖКХ и Соцподдержки населения)», журнал «Реформа ЖКХ»

«Системный подход к автоматизации ЖКХ (на основе опыта работы компании СКБ Контур с областными проектами по автоматизации ЖКХ и Соцподдержки населения)», журнал «Реформа ЖКХ»

Позитивный опыт организованной автоматизации ЖКХ во всей Свердловской области привел нас к выводу, что автоматизация жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования окажется по настоящему эффективной только в том случае, если с самого начала будет рассматриваться в контексте деятельности всего муниципального хозяйства.

Поэтому при автоматизации ЖКХ мы обязательно стараемся просчитать, как расчеты с населением (коммунальный биллинг) будут встроены в остальное муниципальное хозяйство. И, если рассматривать автоматизацию сферы ЖКХ в комплексе, мы увидим, что самыми востребованными, помимо программ автоматизации самого биллинга, оказываются программы паспортного учета в ЖКХ и соцподдержки в сфере ЖКХ.

Очевидно, что эти три направления (автоматизация коммунального биллинга, паспортного учета и соцподдержки) тесно взаимосвязаны. Однако схема взаимоотношений между ними в разных регионах России различна. По-разному организованы следующие участки этой схемы: кто производит расчеты, кому передается информация о суммах платежей, кто и каким образом контролирует правильность расходования бюджетных средств, и даже то, каким образом осуществляется предоставление субсидий.

Так, в некоторых субъектах РФ субсидии в ЖКХ продолжают рассчитывать сами «жилищники» (или Расчетные Центры ЖКХ (РКЦ), Единые Расчетные Центры (ЕРЦ)), затем они передают информацию о суммах начисленных субсидий в финансовые бюджетные органы для перечисления денежных средств на персонифицированные счета граждан. В других субъектах Российской Федерации и Муниципальных Образованиях предоставление и начисление субсидий выполняют специально созданные муниципальные Службы субсидий. В третьих субъектах функция предоставления и начисления субсидий передана в органы Соцзащиты (Соцподдержки) населения. И так далее. Та же ситуация и с паспортным учетом – где-то им занимаются муниципальные учреждения – центры Регистации, где-то муниципальные службы коммунального хозяйства, где-то появляются ООО РКЦ, которые ведут паспортный учет.

Системный взгляд на автоматизацию сферы жилищно-коммунального хозяйства, привел нас к выводу, что программная система для ЖКХ должна изначально создаваться настолько гибкой, чтобы ее можно было настроить с учетом любых организационных особенностей местного коммунального хозяйства, какая бы система отношений ни выстраивалась между различными участками ЖКХ и муниципального хозяйства на данной территории. К тому же, она должна учитывать возможные изменения информационных потоков при смене организационных решений.
Поэтому для успешной (то есть быстрой и качественной) автоматизации ЖКХ компания СКБ Контур пошла по пути создания универсальных программных систем. Весь опыт сотрудничества разработчиков с различными территориями России, предприятиями ЖКХ, органами Социальной поддержки населения, поставщиками жилищных и коммунальных услуг и другими участниками процесса в ЖКХ закладывается в программное ядро системы «Контур-ЖКХ». В результате систему «Контур-ЖКХ» можно адаптировать к условиям каждого конкретного Заказчика с помощью настроек и небольших доработок.

Организационные схемы взаимодействия организаций при предоставлении субсидий в ЖКХ постоянно меняются и будут меняться, поскольку персонифицированные социальные счета введены относительно недавно, четкие указания в федеральном законодательстве пока отсутствуют и каждое МО продолжает оптимизировать процесс предоставления субсидий по своему усмотрению. Гибкость взаимодействия систем «Контур-Субсидии» и «Контур-ЖКХ» помогает Муниципалитетам сэкономить средства на организацию процесса предоставления субсидий при любых организационных изменениях. Программы «Контур-Субсидии» и «Контур-ЖКХ» можно устанавливать вместе - так, чтобы они использовали одну информационную базу, а можно установить их в разных организациях, разделить их информационные базы и организовать обмен данными между ними. Система «Универсальный паспортный стол» будет поставщиком актуальной информации о гражданах и их перемещениях для сферы ЖКХ и других организаций муниципальной сферы. За счет оригинальной и продуманной модели построения программной Системы «Универсальный паспортный стол» все необходимые данные будут передаваться в расчетную программу «Контур-ЖКХ» и другим организациям независимо от того, какому предприятию поручена функция паспортного учета при реформировании ЖКХ в муниципальном образовании.

Другое следствие системного взгляда на автоматизацию ЖКХ и опыта успешной автоматизации жилищно-коммунальной сферы различных муниципальных образований – выработанные нами обобщенные рекомендации по автоматизации ЖКХ.

Основная и универсальная рекомендация: автоматизацию сферы ЖКХ на каждой территории следует начинать с самого запущенного или с самого «горячего» сектора деятельности. Таким наиболее актуальным сектором могут оказаться разные участки – какие именно, становится очевидно после анализа местной ситуации.

Так, на одних территориях оказывается, что программа расчета квартплаты худо-бедно работает, субсидии тоже как-то считаются, а вот самое запущенное звено - паспортный учет. В такой ситуации начинать следует именно с автоматизации паспортного стола. А уже после создания хорошо работающей базы граждан можно переходить к автоматизации биллинга и соцподдержки. Мало-помалу будет создан полный программный комплекс, к которому потом можно будет добавить финансово-экономический блок и аварийно-диспетчерскую службу.

На других территориях паспортисты могут еще некоторое время поработать и с бумажной картотекой, а вот расчет квартплаты надо срочно автоматизировать (скажем, если для расчета квартплаты используются старые программы, которые неверно рассчитывают сложные льготы). Вследствие этого возникают серьезные финансовые потери из-за льгот, невозмещенных Соцзащитой предприятию ЖКХ. Бывает, что граждане, которые часто выезжают из МО, скандалят или даже судятся с жилищниками из-за того, что им не делают перерасчеты по временному отсутствию. В этом случае рациональней начинать с внедрения хорошей биллинговой системы. После того, как биллинговая система запущена и начинает полномасштабно работать, можно переходить к автоматизации паспортного учета. Мы считаем, что стоит обратить особое внимание на финансовый выигрыш при выборе такого варианта, т.к. при наведении порядка в расчетах происходит следующее. Когда система расчетов с населением в ЖКХ работает в полномасштабном промышленном режиме, граждане получают четкую информацию в виде своевременной и понятной квитанции о том, за что и сколько платить, к тому же платить им становится удобно – можно оплачивать через кассы, банки, банкоматы, почтовые отделения, с предприятий из зарплаты работников. Работа с неплательщиками (должниками по квартплате) с помощью автоматизированной системы тоже становится более эффективна, и в целом собираемость коммунальных платежей повышается. Таким образом, квалифицированное использование хорошего инструмента, автоматизирующего расчеты с гражданами – биллинговой системы «Контур-ЖКХ» - приводит к тому, что у ЖКХ появляются средства автоматизировать и другие сектора: паспортный учет, соцподдержку населения, и, конечно же, осуществлять модернизацию коммунальных сетей и другой инфраструктуры ЖКХ.

На некоторых территориях администрация МО готова оплачивать автоматизацию процесса предоставления субсидий и обмен информацией между организациями, задействованными в процессе (или областные власти выделяют субвенции на организацию предоставления субсидий гражданам). Тогда бывает удобней начать автоматизацию с внедрения системы «Контур-Субсидии». «Контур-Субсидии» может работать совершенно автономно в отделении Соцзащиты или Службе субсидий, принимая суммы начислений по квартплате из программ «жилищников» и поставщиков других услуг хоть в электронном, хоть в бумажном виде. Можно работать на программе «Контур-Субсидии», сохраняя какое-то время уже существующие программы расчета квартплаты и других услуг, а спустя некоторое время, скажем, через полгода-год, установить и запустить в работу «продвинутую» расчетную систему - «Контур-ЖКХ».

После того, как на конкретной территории создан хотя бы один нормально автоматизированный сектор, модернизировать остальные оказывается гораздо легче, тем более, что все системы от СКБ Контур отлично стыкуются между собой и, что очень важно, открыты для взаимодействия, для обмена данными с программами других разработчиков.

Таким образом, системный подход к автоматизации жилищно-коммунальной сферы, который начинается с анализа всей текущей ситуации в местном муниципальном образовании, включает выделение самого актуального для автоматизации звена, и завершается внедрением современных, гибких, адаптируемых под потребности и особенности Заказчика программных систем, является в нынешней сложной ситуации самым рациональным и наиболее финансово выгодным решением и для предприятий ЖКХ, и для муниципалитетов. Кроме этого, использование программных комплексов от СКБ Контур подготавливает почву для создания «системы единого окна» при работе с гражданами.

Журнал «Реформа ЖКХ» № 6/2007 г.