Главная » Пресс-центр » Клиентские публикации » «Отвечает эксперт», «Бухгалтерская газета»

«Отвечает эксперт», «Бухгалтерская газета»

Просим разъяснить порядок исчисления и уплаты НДС по основным средствам в случаях: приобретения объекта в готовом виде; приобретения оборудования к установке.

Уплата НДС при приобретении основных средств или оборудования производится, как обычно, поставщику в соответствии с представленными им расчетными документами с выделенной суммой НДС. Если покупатель является плательщиком этого налога, то счета-фактуры поставщиков оборудования и основных средств наряду с документами об уплате этих сумм налога могут служить для него основанием для получения права на соответствующий налоговый вычет.

Абзац третий пункта 1 статьи 172 НК РФ гласит, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении как основных средств, так и оборудования к установке, подлежат вычету в полном объеме после принятия этих объектов на учет.

Неприятный для налогоплательщика нюанс заключается в том, что основные средства учитываются на балансовом счете 01, а приходуются через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», и иногда могут на этом счете на некоторое время задержаться – например, при отложенном моменте ввода в эксплуатацию. Это дает основание заинтересованным лицам утверждать, что все это время основные средства еще не поставлены на учет в качестве таковых, и, следовательно, прописанная в НК норма к ним не относится. Такая точка зрения высказана, в частности, в письме Минфина РФ от 21.09.2007 г. № 03-07-10/20.

Между тем, судебная практика обычно противоречит подобному мнению. Например, ФАС Уральского округа, проанализировав соответствующую правовую норму, в своем постановлении от 13.09.2007 г. по делу № Ф09-6893/07-С2 указал, что «право налогоплательщика на налоговый вычет в силу п. 1 ст. 172 Кодекса возникает с момента приобретения (принятия на учет) товара, оформления счетов-фактур и фактической оплаты (включая сумму налога), вне зависимости от того, на каком счете принят к учету объект основных средств и когда началась его эксплуатация».

Примеров подобных судебных решений достаточно много. Имеется, например, постановление кассационной инстанции ФАС Московского округа по делу № КА-А41/5365-07 от 18.06.2007 г. (24.06.2007 г.), в котором сделан вывод, что факт учета основных средств на счете 08 говорит о том, что учет этих средств состоялся. В этом постановлении также подтвержден важный довод судов первой инстанции, что План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, требованиями которых руководствовались налоговики, «…не являются нормативно-правовыми документами и не устанавливают порядок исчисления НДС и порядок применения налоговых вычетов».

Какой из способов списания управленческих расходов на себестоимость позволит избежать разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»?

По всей видимости, самое разумное – это не распределять в бухгалтерском учете управленческие расходы на себестоимость продукции, и не закрывать счет 26 «Общехозяйственные расходы» на 20 «Основное производство», а сразу же по итогам месяца списывать их в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж». Это позволит избежать оседания части управленческих расходов в незавершенном производстве. В налоговом же учете все управленческие расходы считать косвенными и также полностью учитывать в расчете налоговой базы за отчетный период. Такой единообразный подход позволит избежать временных разниц.

Конечно, нужно помнить о том, что управленческие расходы, как и все другие расходы в налоговом учете, должны быть обоснованы (экономически оправданы) и документально подтверждены. Кроме того, надо учесть, что часть расходов в налоговом учете нормируются. Поэтому, например, представительские расходы и командировочные расходы работников управленческого аппарата не должны превышать установленных норм. Выполнение этих условий позволит избежать постоянных разниц.

Организация арендовала складское помещение в другом городе, но не осуществляет его использование. Налоговый инспектор сообщил, что мы должны зарегистрировать обособленное подразделение, и уплачивать соответствующие налоги. Но ведь там ни деятельности, ни сотрудников нет?

Для целей налогообложения следует руководствоваться понятием обособленного подразделения, сформулированным в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Согласно НК РФ таковым считается «любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Документарное оформление подразделения внутри организации и его полномочия не имеют значения. Стационарным считается рабочее место, если оно создается на срок более одного месяца, а само определение рабочего места приведено в статье 209 Трудового кодекса РФ: «рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

Таким образом, если указанные выше условия выполняются, то регистрация обособленного подразделения необходима. Если же указанный объект недвижимости (складское помещение) находится на балансе вашей организации, то по налогу на имущество она должна отчитываться в налоговом органе соответствующего субъекта РФ независимо от факта существования обособленного подразделения.

Мы установили на арендованном складе охранную сигнализацию, причем с согласия арендодателя. Признаются ли капитальные вложения в виде неотделимых улучшений амортизируемым имуществом, если стоимость сигнализации не превышает 20 000 руб.?

Ограничение первоначальной стоимости амортизируемого имущества «снизу» в сумме 20 000 руб. установлено в первом абзаце пункта 1 статьи 256 НК РФ, в котором ранее говорится об имуществе, находящемся у налогоплательщика на праве собственности. В четвертом абзаце того же пункта к амортизируемому имуществу отнесены капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя. Вероятно, здесь возможны разночтения, связанные с неясностью – относится ли указанный предел стоимости только к собственному имуществу или это обязательное свойство любого объекта амортизируемого имущества.

Тем не менее, специалисты в своих разъяснениях обычно считают возможным единовременное списание подобных расходов, если они не превышают установленного нижнего предела стоимости амортизируемого имущества. Представляется разумным в данном случае поступить так же. Тем более, что неотделимый характер такого объекта как охранная сигнализация не вполне очевиден. Гражданский кодекс РФ в статье 623 под неотделимыми улучшениями арендованного имущества понимает такие улучшения, которые неотделимы без вреда для этого имущества (а не для улучшений).

«Бухгалтерская газета», № 9/2008 г.